Главная страница / Полезная информация / Статьи / Доклад министра транспорта

Полезная информация

Доклад министра транспорта И. Левитина в Госдуме

Доклад министра транспорта И. Левитина в Госдуме

«О мерах, принимаемых Правительством РФ по совершенствованию тарифной политики в сфере пассажирских перевозок всеми видами транспорта и повышению безопасности перевозок ядовитых, химических и иных опасных грузов»

19 апреля 2006 г.

Доклад прозвучал в Государственной Думе в рамках «правительственного часа».

Тематика доклада

  • О мерах, принимаемых для совершенствования тарифной политики в сфере пассажирских перевозок
  • О повышении безопасности перевозок ядовитых, химических и иных опасных грузов.

По нашим оценкам, в общем объеме грузов, перевозимых в России всеми видами транспорта, доля опасных грузов составляет порядка 20 % или примерно 800 миллионов тонн. Из них 65 % приходится на долю автомобильного транспорта, около 30 % — на долю железнодорожного транспорта, примерно 5 % — на долю речного и морского транспорта и около 0,1% — на долю авиации.

Значительную часть перевозимых опасных грузов составляют нефтепродукты, сжатые и сжиженные газы, уголь, органические перекиси и пестициды.

Безусловно, наиболее проблемным вопросом в области перевозок опасных грузов, является снижение их аварийности. Россия по этому показателю находится на уровне других экономически развитых государств, однако ситуация у нас во многом осложняется тем, что значительное количество транспорта с опасными грузами постоянно находится в непосредственной близости от промышленных предприятий и жилых массивов, что создает повышенную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций с особо тяжелыми последствиями. Это в полной мере относится к перевозкам опасных грузов автомобильным, речным, авиационным и железнодорожным транспортом.

В настоящее время в области перевозки опасных грузов в Российской Федерации действуют соответствующие Правила по каждому виду транспорта, разработанные на основе международных документов и рекомендаций.

Автомобильный транспорт

Автомобильные перевозки опасных грузов осуществляются в соответствии с Европейским Соглашением о дорожной перевозке опасных грузов в международном сообщении. Этот документ был разработан под эгидой Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и принят большинством европейских государств, включая Российскую Федерацию.

На территории России также действуют Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденные приказом Минтранса России от 8 августа 1995 г. № 73. В целях совершенствования правовых основ госрегулирования в области перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, определения порядка взаимодействия федеральных органов исполнительной власти Минтрансом России дополнительно разработаны:

  • проект постановления Правительства Российской Федерации о дополнительных мерах по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом;
  • изменения в действующие Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом;
  • проект технического регламента «Требования безопасности при дорожной перевозке опасных грузов».

Морской и речной транспорт

Перевозки опасных грузов морским и речным транспортом регулируются рядом международных и национальных нормативных актов, в числе которых:

  • Правила перевозок грузов, утвержденные приказом Минречфлота РСФСР и переизданные в 1989 году,
  • Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям,
  • Правила морской перевозки опасных грузов,
  • Правила безопасности морской перевозки незерновых навалочных грузов, общие и специальные правила перевозки наливных грузов.

В качестве международного стандарта на морском транспорте действует Международный морской Кодекс по опасным грузам, разработанный и поддерживаемый Международной морской организацией (ИМО). Главой VII «Перевозка опасных грузов» Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74) данному Кодексу придан статус обязательного.

Среди первоочередных мер, направленных на совершенствование государственного регулирования перевозок опасных грузов морским и речным транспортом Минтранс России планирует:

  • Завершить работу над техническими регламентами «О безопасности морского транспорта и связанной с ним инфраструктуры» и «О безопасности речного транспорта и связанной с ним инфраструктуры».
  • Утвердить в установленном порядке положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах и на внутреннем водном транспорте.
  • Провести корректировку двух межгосударственных стандартов по опасным грузам — ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» и ГОСТ 26319-84 «Грузы опасные. Упаковка».

Нам также надо рассмотреть возможность создания специализированных терминалов или даже выделенных портов на территории Российской Федерации для перегрузки опасных грузов класса 1 (взрывчатые вещества и изделия) и класса 7 (радиоактивные материалы).

Воздушный транспорт

Перевозка опасных грузов воздушным транспортом осуществляется согласно федеральным авиационным правилам, согласно статьи 113 Воздушного кодекса Российской Федерации, а также регулируется международными договорами Российской Федерации, в частности, Чикагской Конвенцией и Технической инструкцией по перевозке опасных грузов воздушным транспортом ИКАО.

Железнодорожный транспорт

В связи с увеличивающимся объемами экспорта энергоресурсов массовый характер приобретают перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом.

Сегодня только номенклатура перевозимых по железной дороге опасных грузов превышает 4 тысячи наименований. В основном, конечно, это сжиженные или сжатые газы, горючие вещества в жидком или твердом состоянии, окислители, ядовитые, радиоактивные и коррозионно активные вещества, а также особая категория опасных грузов – взрывчатые материалы. При перевозке опасных грузов во внутреннем сообщении в России применяются Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденные в 1996 году Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества. Эти правила существенно отличаются от европейской системы РИД.

Концепции совершенствования законодательства

Мы считаем целесообразным концептуально рассмотреть возможность перевозки не только конечного продукта, но и его компонентов в состоянии низкой или вообще неопасной фазы. В отношении взрывчатых веществ это вполне достижимая мера, особенно с учетом применения эмульсионных технологий. Здесь есть и отечественный, и зарубежный опыт. Начиная с 1997 года в России, применение этих технологий составляет 64%, в Европе – около 90%.

В современном мире в целях снижения рисков техногенных катастроф при перевозке опасных грузов на всех уровнях проводятся интенсивные исследования в части совершенствованию условий таких перевозок.

Большое значение здесь имеют Рекомендации по перевозке опасных грузов — типовые правила, разрабатываемые профильным комитетом экспертов ООН. Рекомендации и другие международные нормативные документы, регламентирующие перевозки опасных грузов на каждом из видов транспорта, пересматриваются и переиздаются, как правило, раз в два года.

Такой механизм позволяет постоянно актуализировать эти документы по отношению к новым опасным грузам, техническим средствам для их перевозки, технологическим процессам, а также учитывать изменение структуры правового пространства. Правовые нормы в области перевозок опасных грузов в Европе приобрели общеевропейский характер. Это, прежде всего, относится к нормам RID – Международным правилам транспортировки опасных грузов по железной дороге, ADR – Правилам международной дорожной перевозки опасных грузов.

Законодательство России пока существенно отличается от стран Евросоюза. Поэтому в качестве одного из направлений нашей работы я считаю целесообразным внимательнее изучить европейский опыт в части принятия отдельного федерального Закона о перевозке опасных грузов, который был бы гармонизирован с европейским законодательством и регламентировал взаимоотношения и ответственность участников транспортного процесса в России (грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков, аварийных служб), а также координирующих и контролирующих органов.